Задайте вопрос!
Close
Есть вопросы?
Пишите - перезвоним ответим!
Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой

Развитие мелкой моторики у детей

Зачем это нужно, этапы от 2 месяцев до 6 лет, упражнения.
Мелкой моторикой называется способность совершать какие-либо небольшие и точные действия пальцами рук (преимущественно) и ног. Ее развитию способствуют сразу несколько систем: мышечной, костной и центральной нервной системы. При этом моторика связана с речью и ее совершенствование позволяет улучшить речевые навыки ребенка.

Суть моторики

Моторика способствует развитию многих навыков детей, так как при ее развитии происходит взаимодействие сразу нескольких систем, благодаря чему создаются устойчивые нейронные связи.

Работают следующие сферы:
  • Воображение
    Во время придумывания каки-либо образов мозг работает точно также, как и при просмотре картинок. Хорошее воображение способствует развитию пространственного мышления и креативности.
  • Речь
    При тактильном контакте с различными предметами в мозг поступают импульсы, которые стимулируют и соседние отделы, одним из которых является речевой. Поэтому, если у ребенка есть проблемы с произношением или речью в целом, ему особенно показаны упражнения, тренирующие мелкую моторику.
  • Планирование
    Взаимодействие с различными предметами позволяет понять, какие будут последствия действий и развивают способность планировать, то есть думать на перед, чтобы достигать своих целей.
  • Внимание
    Так как детям предстоит провести достаточно много времени, занимаясь с мелкими предметами, у них вырабатывается усидчивость и способность концентрировать внимание.
  • Память
    Так как всегда может понадобиться тот или иной предмет во время занятий, множество визуальных образов способствует тренировке способности запоминать.

Этапы развития в дошкольном возрасте

2-3 месяца
2-3 месяца
Через осязание ребенок начинает познавать мир. Он тянется ко всем предметам, которые ему дают родители. Осязание позволяет ему установить границы между собой и окружающим миром.
3-6 месяцев
3-6 месяцев
В этот период у малышей начинают резаться зубы и поэтому ребенок тянет руки в рот. Это уже полностью осознанное движение. В это же время дети начинают тянуться к тем вещам, которые им интересны, чтобы больше узнать о них.
8-12 месяцев
8-12 месяцев
Ребенок уже уверенно берет предметы, перекладывает их из руки в руку и разъединяет (если предметам это свойственно), чтобы понаблюдать за процессом. Появляется способность точного пинцетного захвата, то есть, когда участвует только большой и указательный пальцы.
1-1,5 года
1-1,5 года
Начинается подражание взрослым – дети повторяют движения взрослых, даже, если их об этом не просили. Появляется способность держать предмет одной рукой, а взаимодействовать с ним – другой. Ребенок уверенно держит книжки, карандаши и ручки, столовые предметы. Возможность хватать предметы в движении также начинает проявляться в этом возрасте.
1,5-2 года
1,5-2 года
Появляется способность удерживать уже по нескольку предметов в каждой руке, опускать предметы через отверстия учитывая из размеры и форму, переливают воду из одной емкости в другую практически без потерь. В строительстве пирамидок уже могут участвовать, как правило, больше 6 предметов.
2-3 года
2-3 года
Дети активней играют с пластилином, глиной, песком, вытряхивают из ящиков множество мелких игрушек и собирают их. Появляются первые навыки рисования – ребенок способен отобразить на бумаге какой-либо образ, простейшие фигуры, нарисовать крестик или черточку.
3-4 года
3-4 года
Активно развиваются навыки рисования – ребенок может повторить контуры какого-либо предмета, изобразить геометрическую фигуры.
4-5 лет
4-5 лет
Заметно усложняются рисунки – объекты становятся более детализированы. Дети полноценно рисуют карандашами и красками. В лепке из пластилина тоже виден явной прогресс, это также относится к детализации объектов. Ребенок уже может сам завязать шнурки, застегнуть ремень.
5-6 лет
5-6 лет
В этом возрасте ребенок начинает вырезать фигуры из бумаги, склеивать что-то из нескольких фрагментов. Дети начинают воспроизводить печатные буквы и более сложные геометрические фигуры. Также появляется способность составлять логический рад из картинок или дополнять ряд своим рисунком.

Советы для родителей

Чтобы самостоятельно проводить какие-либо занятия учтите несколько простых правил:
  • Ребенку должно быть интересно
  • Все делайте вместе
  • Поддерживайте любой даже самый небольшой прогресс
  • Не занимайтесь слишком долго
  • Проводите занятия систематически
  • Игрушки, используемые при тренировках, лучше не держать в открытом доступе для детей, ведь интересней все новое
  • Постепенно усложняйте задачу детям

Упражнения

Игры с мелкими предметами
Этими предметами могут бусины, пуговицы, крупы и т.д. Чтобы у ребенка была мотивация играть с этими предметами, можно сказать ему, что нужна помочь и попросить помочь отсортировать предметы по какому-либо признаку. Сначала следует продеть такую игру с более крупными предметами.
Пальчиковая гимнастика
К этим упражнениям относятся хлопки в ладоши, «ладушки», сжимание и разжимание кулаков, сгибание пальцев по отдельности, встряхивание кисти. Для детей до года лучше всего подойдет массаж ладоней.
Лепка
Лепка из пластилина или глины интересна детям, как правило, уже с 2 лет. Вы также можете использовать для лепки и тесто. Можно попросить ребенка помочь с выпеканием булочек, пирожков или печенья, но перед этим нужно замесить тесто, а потом начать формировать фигурки. После выпекания ребенок увидит результат свои трудов, что тоже добавит свой плюс к его вовлеченности в этом деле.
Дополнительные предметы
К таким предметам относятся специальные тетради для рисования, в которых нужно повторить контуры или соединить точки линиями, пазлы, мозаики. Для рисования желательно, чтобы поверхность размещалась вертикально.
Методички
Для занятий по целенаправленному развитию мелкой моторики используются специальные методические материалы. Но их эффективное использование требует специальной подготовки. Поэтому мы рекомендуем проходить занятия по развитию моторики и других направлений в нашем центре развития детей. Специалисты по работе с детьми используют методику «ЯСАМ» Юлии Алексеевой и имеют дипломы о прохождении соответствующего обучения.
Читайте также:
В зависимости от методики преподавания.
Консультация эксперта по раннему развитию. Бесплатно!
Оставьте заявку и мы вам перезвоним.
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Наши контакты

Советский р-н, Академгородок, ОбъГЭС

г. Новосибирск, ул.Софийская, 1/2
+7 (983) 138 05 48
mir-detstv4@yandex.ru
Мы в социальных сетях:
Советский р-н, Академгородок,
ОбъГЭС

г. Новосибирск,
ул.Софийская, 1/2
+7 (983) 138 05 48
mir-detstv4@yandex.ru
Мы в социальных сетях: